В настоящее время интересы государства в сфере развития коррекционного образования нацелены на то, чтобы дать всем детям с недостатками в развитии доступное образование.
Организация учебно – воспитательного процесса в системе коррекционно – развивающего обучения осуществляется на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в развитии психической деятельности ребенка, умения определять условия для интеллектуального развития и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся.
Миссия школы
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
Воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию;
Создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды;
Обеспечение адекватных условий для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов;
Специализированный стандарт образования, сочетающий общеобразовательные стандарты и стандарты формирования жизненной компетенции детей с отклонениями в развитии на каждом возрастном этапе;
Выдвижение всего комплекса специальных задач обучения (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста);
Построение всех необходимых «обходных путей» обучения;
Использование специфических методов, приемов, средств обучения;
Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка;
Значительно более глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения;
Особую организацию образовательной среды;
Обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка и их особая целенаправленная подготовка силами педагогического коллектива;
Непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста.
Основные положения программы развития ОУ «Специальная (вспомогательная) школа №30».
Настоящая программа определяет концепцию развития специальной школы и основные направления деятельности по реализации системы специального образования – системы нового типа «Реабилитация через образование».
На излете ХХ века человек с ограниченными возможностями здоровья, родители детей – инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями обрели значительные права, в частности право выбора «индивидуальной траектории в образовательном пространстве».
Судьба ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в меньшей мере зависит от того, где его учат – в специальном учреждении или в реабилитационном центре, — главное, что ставится целью обучения.
Во второй половине XIX столетия и на протяжении XX века заказчик (государство) основной целью определяло овладение учеником с отклонениями в физическом или умственном развитии государственной программой в объеме начальной, неполной средней школы. Со временем второй основной задачей было поставлено обучение ремеслу, трудовым навыкам, профессии. Кто оказывался явно не в состоянии достичь поставленных целей, признавался «необучаемым» и, как правило, лишался, какого бы то ни было обучения. Ныне, по словам адептов инклюзии, главное, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками мог посещать образовательное учреждение.
Коррекционная направленность обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана.
Программа развития ОУ «Специальная (вспомогательная) школа №30» — стратегический путь развития специальной школы и один из важнейших механизмов налаживания взаимодействия специального образования и надомного обучения, в которое со временем будут интегрироваться дети с отклонениями в развитии.
Паспорт программы.
Наименование программы | Целевая комплексная программа развития ОУ «Специальная (вспомогательная) школа №30» на 2019– 2028 год. |
Разработчики программы | Администрация и педагогический коллектив ОУ «Специальная (вспомогательная) школа №30» |
Исполнители программы | Администрация, педагогический и ученический коллективы, родительский актив ОУ «Специальная (вспомогательная) школа №30» |
Основные этапы и формы обсуждения и принятия программы | Программа обсуждалась на заседаниях: — педагогического совета школы (протокол № 5 от 27.03.18 г.); — родительского собрания (протокол №4 от 30.03.18.г.); — в классных ученических часах в январе — марте 2018 года. |
Кем принята программа | Программа принята Общим собранием участников образовательного процесса школы ( протокол №6 от 03 апреля 2018года) |
С кем согласована программа | Согласована с учредителем СВШ №30 – Управление образования мэрии г. Бишкек. |
Цели и задачи программы | —Цель: социально-психологическая реабилитация ребенка для последующей Формирование целостной системы «сопровождения» каждого учащегося школы, направленное на решение образовательных задач; Повышение эффективности качества обучения и воспитания через организацию личностно-ориентированного образования в условиях школы; Развитие жизненной компетенции разных категорий детей с ограниченными возможностями. Задачи: 1. Интеграция в практическую деятельность специалистов школы современных технологий коррекционного обучения учащихся. 2. Создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождения учебного процесса, направленного на развитие механизмов продуктивной обработки получаемой информации в процессе бучения. 3. Освоение коммуникативных моделей поведения, позволяющих учащимся сформировать социально-нормативное поведение. 4. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний. 5. Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников. 6. Воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству. 7.Дать образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира (компьютеризация). 8. Формировать личность с развитым и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ. 9. Провести апробацию профильного обучения на основной ступени школы, предполагающей обучение по групповым образовательным маршрутам с последующим выходом на индивидуальные образовательные траектории. 7.Укреплять материально- техническую базу школы. |
Приоритетные направления программы | Введение и реализация программ начального общего образования. Дополнение программы по развитию речи введением (частично ) тем по программе общего образования « Живой мир» Переход к профильному обучению. Создание условий для функционирования учреждения в режиме полного дня. |
Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижения | Интеграция учащихся надомного обучения в образовательный процесс; Переход на базисный учебный план профильного обучения; Введение дополнительных курсов по предметам начального профессионального образования; Заключение договоров с ПТУ, Сузами реализующие профили ; Инклюзив: лично – ориентированный подход в обучении Расширение сети дополнительных образовательных услуг, групп продленного дня для работы учреждения в режиме полного дня на всех ступенях; |
Срок действия программы | 2019 – 2028 годы. |
Этапы реализации программы | 2019 г. – 2021 гг. Этап организационно — подготовительный (теоретический) —Определение перспективных направлений концепции коррекционно-образовательного блока. Завершение создания рабочих программ, Защита, апробация, утверждение в КАО и внедрение программ; Согласование и принятие к исполнению; 2021 г. – 2023 гг. Основной этап (практический) — Внедрение и апробация новых технологий, программ обучения и социального развития учащихся. — Создание программ социальной адаптации учащихся, направленной на освоение норм жизненной компетентности (коммуникативной деятельности, жизненного и профессионального самоопределения). — Моделирование целостной педагогической системы, исходя из целесообразного распределения основных полномочий и обязанностей, четкого определения прав и полномочий сотрудников. — Мониторинг выполнения программы; — Корректировка ; — Введение дополнительных ресурсов; 2019 г. – 2026 гг. Обобщающий этап (практический) — Этап позитивного изменения в области обучения и развития жизненных компетенций воспитанников школы. — Анализ достигнутых результатов. — Определение перспектив дальнейшего развития школы. 2028 г. Результативный этап -самоконтроль результатов; -экспертная оценка результатов. |
Структура программы | 1.Паспорт программы 2.Анализ ситуации и концептуальные основания программы развития по направлениям 3.Основные направления реализации программы |
Ресурсное обеспечение реализации программы | Финансирование мероприятий обеспечивается средствами участников образовательного процесса, а также за счет внебюджетных средств |
Объем и источники финансирования программы | — |
Порядок управления реализацией программы | Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в школе |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации программы | Мониторинг результатов реализации основных направлений программы отслеживается рабочей экспертной группой, созданной из представителей разработчиков программы, состав которой утвержден Конференцией участников образовательного процесса школы. Два раза в год (в начале календарного года и очередного учебного) экспертная группа отслеживает результаты и подводит итоги пройденного этапа реализации программы с целью уточнения и корректировки дальнейших действий. Результаты мониторинга обсуждаются на административных совещаниях, заседаниях педсовета, ученических и родительских собраниях. |
Оценка степени достижения запланированных результатов реализации программы | Апробированы программы углубленного изучения предметов общеобразовательной области: граждановедение, живой мир, развитие психомоторики и сенсорных процессов; приобретены спортивный инвентарь для организации учебной и досуговой деятельности школьников. |
Куда направляется данная версия программы | В организационную группу (конкурсную комиссию) Управления образования мэрии г. Бишкек для конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. |